Правила ухода за зубами после художественной реставрации

В клинике Smile-at-Once используются композиты нового поколения – повышенной прочности с применением наночастиц. Несмотря на то, что они более крепкие по сравнению с классическими материалами, пациенту в любом случае нужно соблюдать правила ухода за нарощенными зубами.

Наращивание очень похоже на обычное пломбирование, поскольку используются те же самые материалы. Поэтому правила ухода во многом похожи. Однако есть и различия – художественная реставрация проводится более ювелирно, поскольку наращивается небольшой кусочек или даже целая коронка. Композит фиксируется сверху, а не укладывается внутрь полости, поэтому отсутствие стенок накладывает определенные обязательства с точки зрения ухода за такими зубами.

Сколько нельзя есть после наращивания зубов

Поскольку для восстановления применяется анестезия, от приема пищи следует отказаться в течение 2-3 часов после окончания лечения. Нужно дождаться, пока онемение полностью пройдет, иначе при жевании можно случайно прикусить губу, язык или щеку.

Современные фотополимерные зубные пломбы затвердевают под воздействием специальной лампы практически моментально, поэтому нагрузка на них не приведет к усадке материала – если не использовалась анестезия, кушать можно сразу. Но лучше отдать предпочтение более мягкой и теплой пище.

Если зуб был значительно разрушен и в качестве дополнительной опоры применялись штифт или культевая вкладка, следует отказаться от приема горячей или сильно холодной пищи в течение первых суток, поскольку использовался специальный стоматологический цемент – при температурной нагрузке его фиксирующие свойства могут стать хуже.

Установка коронок

Протезирование при помощи коронок – разумный способ вернуть качество жизни, восстановить функциональность сильно поврежденной единицы. Сегодня можно изготовить красивые и удобные протезы с демократичной стоимостью.

Металлокерамические коронки на зубы

Если разрушению подверглись жевательные зубы, то самым доступным способом их реставрации стает применение металлокерамики. Такие коронки на шестые зубы или другие моляры будут крепки, эстетичны. Керамическое покрытие визуально приближает их к естественным зубам, цельнолитая металлическая основа позволяет жевать без опасений привычные продукты.

Металлокерамика

– компромиссный вид, совмещающий комфорт, качество и привлекательность. Жевательные зубы активно работают с существенной нагрузкой, металл будет прочнее, чем собственная эмаль.

Способ изготовления таких коронок:

  • Выполняется слепок.
  • По восковой модели в зуботехнической лаборатории создается цельнолитая конструкция, повторяющая все формы воссозданной зубной коронки.
  • На модель наносятся слои керамики, каждый из которых запекается при высокой температуре.

Рекомендуется соблюдать привычные меры предосторожности – не употреблять одновременно горячую и ледяную еду. При резкой смене температур возможно растрескивание керамической поверхности. Такой способ питания вреден и для «родной» эмали.

Сколько стоит сделать коронку из металлокерамики на зуб? У меня – от 17 900 рублей за 1 зуб. Если нужно несколько протезов, то действует гибкое ценообразование. Соответственно, если пациент испытывает желание восстановить зуб не металлокерамикой, а керамикой – то никаких проблем нет, ему будут предложены только самые лучшие материалы e-max и диоксид циркония.

Раньше при серьезных разрушениях использовали для воссоздания культи штифт и пломбу, чтобы на такую опору поставить коронку на зуб. Сейчас все больше и чаше переходят на технологию Cerec и восстанавливают зуб едиными модулями «коронка + корень», что прочнее и надежнее. А главное – гораздо быстрее по времени и в сумме обходится дешевле:

Приходите ко мне, доктору Сергею Самсакову, и мы оценим состояние проблемного зуба, выберем способ его восстановления. Если сломался зуб, посмотрим можно ли поставить коронку и какой материал лучше предпочесть. Все манипуляции производятся без боли, в комфортной обстановке.

Какие есть ограничения в питании после реставрации зубов?

Современные композиты, даже несмотря на их высокие эксплуатационные характеристики, подвержены окрашиванию, именно поэтому даже если пломба стоит хорошо, через несколько лет она становится более темной по сравнению с натуральной эмалью. Со временем будет ощущаться явный контраст между живым зубом и нарощенным кусочком.

Нарощенные зубы достаточно слабые – под нагрузкой кусочек пломбировочного материала может отколоться. Особенно при проведении реставрации фронтальной зоны. Все это требует соблюдения определенной диеты.

  • не рекомендуются кофе, чай, красное вино, сладкая цветная газировка, свекла, соусы (особенно томатный и соевый), ягоды, леденцы и карамель – то есть все продукты, которые со временем приведут к изменению оттенка нарощенного кусочка,
  • избегайте употребления твердых овощей и фруктов в цельном виде – лучше их порезать на кусочки и пережевывать ненарощенными зубами. Особенно это актуально, если проводилась реставрация передних зубов – нельзя ими откусывать твердые продукты, грызть семечки,
  • откажитесь от привычки раскалывать орехи или щелкать семечки, грызть сухарики нарощенными зубами,
  • пищу пережевывайте медленно, особенно если она твердая или волокнистая,
  • откажитесь от слишком горячей или холодной еды – она может спровоцировать трещины и сколы материала.

При наличии нарощенных передних зубов женщинам лучше отказаться от ярких помад, поскольку композиты опять же могут окраситься.

Результаты исследования

Пациентка, 46 лет, обратилась с жалобами на эстетический дефект передних зубов (рис. 1). Объективно: в 11-м и 21-м зубах определяются обширные частичные реставрации с признаками вторичного кариеса и нарушением краевого прилегания. Центральная резцовая линия смещена влево. Патологическая стираемость по режущему краю. Цвет 21 незначительно изменен. Со слов пациентки, зуб потемнел после первичной эндодонтии много лет назад. После повторной эндодонтии цвет не изменился. Зуб не беспокоит. На рентгенограмме — обтурация канала до верхушки, периодонтальная щель не расширена.

Рис. 1. Дефекты пломб 11-го и 21-го зубов.

В соответствии с клинической картиной поставлен диагноз: вторичный кариес 11-го и 21-го зубов. Пациентка проинформирована об альтернативных методах ортопедического и терапевтического восстановительного лечения передних зубов. Ею выбран метод полной прямой реставрации 11 и 21, что согласуется с мнением стоматолога. Данный выбор обоснован следующим факторами:

  • большой объем утраченных тканей зубов диктует необходимость коррекции высоты коронки и цвета, что исключает частичную реставрацию;
  • относительная дешевизна метода, лечение в одно посещение оказывается привлекательным для пациентки в отличие от протезирования или непрямой реставрации;
  • небольшое изменение цвета 21, временнóй и экономический факторы исключали проведение внутриканального отбеливания 21.

Пациенткой подписано предварительное согласие на выполнение необходимых манипуляций. Очищение зубов от налета осуществлялось механически с применением средства, не содержащего фтор и масла. С этой целью паста Кlint (VOCO) наносилась на специальную щеточку, вращающуюся на небольших оборотах. Чтобы избежать нагревания зуба, использовалось избыточное количество пасты. Затем зуб тщательно промывали струей воды.

Далее осуществлялось планирование размеров, формы, рельефа, которое представляет собой строго определенную последовательность действий, включающих одонтометрию и одонтоскопию центральных резцов. На основании визуальной оценки и результатов измерений планировалась прямоугольная форма коронки: боковые поверхности располагаются практически параллельно; горизонтальные размеры в средней и нижней трети близки по значению.

Оценка признаков принадлежности зубов к стороне показала преобладание по размеру дистального угла коронки. Признак кривизны коронки не выражен. Описание индивидуальных особенностей зуба заключалось в оценке типа макрорельефа вестибулярной поверхности.

Подбор нужных оттенков фотоотверждаемого композита Admira Fusion (VOCO) производился при естественном освещении по специальным эталонам путем сравнения их с интактным латеральным резцом до установки коффердама. Цвет композита уточнялся посредством нанесения «капли» композита на вестибулярную поверхность резца непосредственно из шприца (рис. 2, 3). Выбраны следующие шприцы: пришеечная область — А3,5, тело — А2, прозрачная эмаль — Incisal. Материал позволяет интуитивный подбор оттенков, делает возможным создание цвета как за счет опаковых, так и за счет эмалевых оттенков.

Рис. 2. Выбор эмалевых оттенков композита.

Рис. 3. Выбор дентинных оттенков.

Учитывая незначительную разницу в цвете 11-го и 21-го зубов, принято решение провести коррекцию за счет эмалевых оттенков материала. Так, для пришеечной области 21-го зуба был выбран шприц GА3,25 (оригинальный оттенок между А3 и А3,5 по шкале Vita), для тела винира использовался оттенок А1.

Препарирование выполнено алмазными борами средней зернистости и начиналось с удаления некачественных пломб, выступающих краев эмали, некротомии дентина (рис. 4). Обозначение контуров винирного покрытия осуществлялось при помощи шаровидного бора малого размера в виде желобков глубиной не более 0,5 мм.

Рис. 4. Комплект боров для препарирования зуба «под винир».

В проксимальных участках, чтобы скрыть край винира, границы распространялись на контактные поверхности. Пришеечная граница винира располагается вдоль границы с десной, чтобы избежать просвечивания пигментированных тканей зуба. Сформированы пришеечные уступы, произведено сглаживание внутренних углов. Цилиндрическим бором мелкой зернистости обработана вестибулярная поверхность резцов (рис. 5, 6).

Рис. 5. Маркированный бор в стерильной упаковке.

Рис. 6. Алмазный бор помещен в турбинный наконечник.

Установлен коффердам с выведенными зубами 14 по 24, что позволит при создании формы и распределении цветовых областей ориентироваться на зубной ряд. Осуществлен контроль качества препарирования 11 и 21 (рис. 7). Далее проведена техника тотального травления отпрепарированных поверхностей центральных резцов (рис. 8).

Рис. 7. Отпрепарированы центральные резцы.

Рис. 8. Тотальное кислотное травление.

Использовался гель Vococid (VOCO) — 35%-ная фосфорная кислота. Гель смывался струей воды, зубы просушивались отраженной струей воздуха. Адгезивная подготовка осуществлялась универсальным бондом, подходящим для любой адгезивной техники (рис. 9). На протравленную поверхность зубов кисточкой наносился тонкий слой Futurabond и отверждался светом галогеновой лампы (рис. 10). Далее осуществлялось моделирование виниров с использованием следующих дентинных оттенков Grandio для 11-го зуба: пришеечная область — цвет ОА3,5, тело — ОА2 (рис. 11).

Рис. 9. Адгезивная система Futurabond U.

Рис. 10. Адгезивная подготовка 11-го зуба.

Рис. 11. Фотоотверждаемый материал.

Изготовление классического винира начинали с нанесения на отпрепарированные поверхности опакового композита. Создается основа реставрации, которая включает в себя контур геометрической формы дентина для обозначения боковых и нижних границ винира. Моделируется признак угла коронки. Первый слой опакового пломбировочного материала Grandio помещался на срединный придесневой участок и смещался в направлении шейки зуба. Следующий слой накладывался поверх предыдущего и равномерно распределялся по всей площади. Боковые поверхности винира не доводились до контакта с соседними зубами на 1,0 мм, что обусловлено типом прозрачности эмали в этой области (рис. 12).

Рис. 12. Нанесены опаковые слои композита.

В соответствии с инструкцией по применению композиционного материала, последний вносился слоями не более 2 мм толщины, уплотнялся к тканям зуба и отверждался галогеновым светом. Подготовленную опаковую основу, восполняющую по форме и объему дентин зуба, покрывали эмалевыми оттенками материала. Для формирования зубодесневого контура на центральный придесневой участок зуба наносилась порция эмалевого композита и разглаживалась от центра к периферии.

При моделировании эмалевого слоя применялись оттенки соответственно А3,5 и А2. Оставлено место для прозрачного оттенка Incisal в области режущего края и боковых граней (рис. 13). Формирование контактных поверхностей завершали нанесением прозрачного композита, который распределялся с учетом индивидуальной степени прозрачности эмали. Этим же прозрачным материалом моделировали режущий край и покрывали углы винира.

Рис. 13. Моделирование эмалевого слоя.

Для реставрирования 21-го зуба цвета дентина избирались аналогично виниру 11. Шприцы эмалевого композита представлены оттенками GА3,25, А1, Incisal (рис. 14). Дентинные оттенки для формирования винира на 21-м зубе вносились слоями до 2 мм толщины, которые в итоге восполняли объем отсутствующего дентина, не вовлекая границы эмалевого слоя (рис. 15). Используя индивидуальные оттеночные эмалевые шприцы, достигали эффекта нейтрализации цветовых акцентов (рис. 16). Поверхность реставрации покрывали прозрачным слоем в соответствии с типом прозрачности эмали.

Рис. 14. Шприц оттеночного композита.

Рис. 15. Опаковый слой 21-го зуба.

Рис. 16. Выполнена цветонейтрализация.

Сразу после изготовления эстетической конструкции осуществляется ее обработка: удаляется поверхностный гибридный слой, усиливается рельеф. Контурирование и полирование вестибулярной поверхности винира производили алмазными инструментами Dimanto (VOCO) (рис. 17). После снятия коффердама контролируется адаптация по прикусу, шлифовка, полировка (рис. 18).

Рис. 17. Полировочная система.

Рис. 18. Готовые эстетические реставрации.

Завершающим этапом лечения является покрытие окружающей реставрацию эмали фторсодержащим лаком Bifluorid 12 (рис. 19). Контроль качества выполненной работы в отдаленные сроки показывает высокую эффективность применения метода изготовления прямого винира из фотоотверждаемого композита.

Рис. 19. Фторлак.

Как проводить гигиену полости рта

Если невозможно отказаться от напитков и продуктов, которые окрашивают пломбировочные материалы, нужно уделить повышенное внимание гигиене. Обязательной в таких ситуациях является чистка после каждого приема пищи.

  • чистка утром и вечером (до и после завтрака, а также после последнего приема пищи) щеткой средней жесткости,
  • ирригатор, зубная нить, ершики и ополаскиватель для очищения межзубных промежутков после каждого приема пищи и даже после обычного перекуса.

Почему мы чаще всего рекомендуем удалять зубы с пародонтитом

Наши родные зубы – это очаг воспалительных процессов. Они имеют пористую структуру, поэтому именно на них в первую очередь оседают все микробы, оказывающие разрушительное воздействие на ткани пародонта. Если рядом с таким зубами ставить импланты с активной поверхностью, пусть даже самые резистентные, которые в своем составе имеют химические элементы, способствующие оздоровлению костных клеток (такие, как SLActive® от Straumann и TiUnit® или TiUltra® от Nobel Biocare), они все равно не способны справиться с массированной атакой со всех сторон и атрофией костной ткани. То есть сохраняя родные зубы мы рискуем потерять все результаты имплантации.

Так что если зубов осталось немного, они разрушены и поражены заболеваниями, то смысла их сохранять уже нет – гораздо проще провести удаление с одновременной заменой на импланты, после чего будет достаточно проводить регулярную гигиену полости рта (самостоятельно и у стоматолога-гигиениста) и фактически забыть о проблемах с зубами навсегда. Ведь нет зубов – нет и воспаления.

Мы категорически не рекомендуем проведение имплантации на одной челюсти, если на второй есть очаги генерализованного пародонтита тяжелой и острой стадии – даже несмотря на то, что нет непосредственного контакта, это все равно опасно. Наш организм – это единое целое, что уж говорить о полости рта. Патогенные микроорганизмы будут циркулировать вместе со слюной, поэтому воспаление тканей вокруг установленных имплантов – это лишь вопрос времени. Ни о каком пожизненном сроке службе в такой ситуации говорить нельзя.

Нужно ли менять реставрацию и когда это может потребоваться?

В среднем срок службы композитного наращивания – около 3-5 лет. Простоять такая пломба может и дольше, но на передних зубах она через 3-4 года будет выделяться. Композиты дают усадку, хоть и небольшую, поэтому между зубом и пломбировочным материалом со временем появится небольшая ступенька. Особенно это заметно на передних зубах, если они восстановлены частично. В такой ситуации можно обновить реставрацию, то есть полностью ее сточить и заменить на новую. Или же просто повторно нарастить композитом сверху – в определенных ситуациях такое тоже допускается.

Кому методика противопоказана?

Художественная реставрация зубов композитным материалом возможна не для всех клиентов, так как методика имеет ряд противопоказаний (некоторые из них являются временными и корректируемыми):

  • Аллергическая реакция на композит;
  • Установленный кардиостимулятор;
  • Некоторые индивидуальные особенности, препятствующие герметизации кариозной полости;
  • Плохая гигиена ротовой полости;
  • Ночной скрежет зубами (бруксизм);
  • Патологический прикус;
  • Чрезмерная стираемость зубной эмали;
  • Пребывание частое в травмоопасных условиях (спортсмены, спасатели и так далее).

Записавшись в «Нуримед», клиенты могут быть спокойны насчет собственной безопасности и результатов процедуры, так как врачи клиники индивидуально оценивают риски и пользу для каждого.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]