Стоит ли избавляться от сверхкомплектных зубов?


В норме у человека за всю жизнь вырастают 52 зуба: 20 молочных и 32 постоянных. Сверхкомплектные зубы – это «лишние» зубные единицы, которые появляются в дополнение к некоторым резцам, клыкам, премолярам или молярам. В различных медицинских источниках явление носит название гипердонтии, супрадонтии или полиодонтии. Сверхкомплект может включать 1–2 зуба или достигать нескольких сотен дистопированных структур, быть истинным или ложным.

Сверхкомплектные зубы: причины аномалии

Основная причина полиодонтии – нарушение закладки или развития зубных зачатков. Врачи рассматривают сразу несколько теорий такого явления:

  1. Наследственность – гипердонтия развивается в результате генетических отклонений, которые могут передаваться от родителей детям. В этом случае патология должна проявляться у ближайших кровных родственников пациента.
  2. Расщепление корневого зачатка зуба в эмбриональном периоде развития. Обычно наблюдается после болезни матери во время беременности. Характерно для единичных сверхкомплектных зубов (1–2 шт.).
  3. Сбой в период эмбриональной закладки зубов с образованием множественных зубных зачатков (до нескольких сотен). Наблюдается при проживании матери в неблагоприятных экологических условиях, при лечении опасными лекарственными препаратами, приеме наркотиков, злоупотреблении алкоголем.

В более редких случаях полиодонтия развивается вследствие одонтомы – доброкачественной опухоли в области челюстных дуг. Заболевание характерно для детей и молодых людей в период активного роста зубных зачатков. Такая опухолевая структура может содержать несколько десятков и даже сотен сильно деформированных дентинно-эмалевых образований.

Провоцирующие факторы внутриутробного периода:

  • сбой в работе генов – в первую очередь гена Msx1 (отвечает за закладку зубных зачатков);
  • вирусные инфекции;
  • прием тератогенных и потенциально опасных лекарств;
  • курение, употребление наркотиков, алкоголя;
  • плохая экологическая обстановка;
  • воздействие радиации – не только прямое облучение, но и повышенный общий радиационный фон в месте проживания/работы.

Справка! Некоторые ученые рассматривают наличие сверхкомплектных зубов в качестве атавизма. Так, научно доказано, что различные виды рода Homo могли похвастаться набором зубов в 36–44 штуки. Однако данная теория никак не объясняет появления множественных зачатков, покрывающих все пространства неба (характерный пример – индийский мальчик, которому пришлось удалить 230 сверхкомплектных единиц).

Симптомы патологии


Главный симптом – наличие зубов сверх природного комплекта. Они могут иметь разное положение, форму и количество. Сам процесс прорезывания аномальных зубов часто сопровождают болевой синдром, повышение температуры, воспаление участков ротовой полости. Если своевременно не принять меры, могут развиться осложнения:

  • покраснение и отечность в месте залегания ретинированного зуба;
  • проблемы с пережевыванием пищи и пищеварением;
  • травмы слизистых тканей ротовой полости;
  • нарушение положения основных зубов (дистопия) и формирование неправильного прикуса;
  • различные дефекты речи – преимущественно проблемы с произношением шипящих звуков;
  • расшатывание рядом стоящих нормальных зубов;
  • деформация костей челюсти.

У маленьких детей и взрослых патология имеет свои нюансы. Они связаны с возрастными особенностями организма и влияют на последующее развитие челюстно-лицевых структур. Статистика распространения патологии у детей и взрослых:

  • 60% случаев – дети и подростки в период замены молочных зубов постоянными;
  • 35% случаев – взрослые люди;
  • 5% случаев – маленькие дети в период роста молочных зубов.

Справка! Сверхкомплектные зубы, как правило, имеют стандартное строение, иногда с меньшим размером коронки. Реже встречаются деформированные образования каплевидной, бугристой, долотообразной формы.

Введение

Прорезывание временных зубов у детей – процесс закономерный и физиологический. Однако в ряде случаев может сопровождаться многочисленными неприятными симптомами, такими как подъем температуры, снижение аппетита, беспокойство ребенка, нарушение сна и расстройство пищеварения.

Анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области детей

Рассматривая анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области детей в процессе прорезывания зубов, следует отметить, что характер изменений будет зависеть от возраста ребенка. У новорожденного в полости рта зубы отсутствуют.

В этот период покрывающая край альвеолярного отростка слизистая оболочка образует поверх него плотный валик. Слизистая оболочка полости рта у новорожденных имеет сходное строение во всех отделах. В дальнейшем появляются отличия в строении различных отделов слизистой оболочки рта.

Десна у грудных детей также отличается по своему строению от десны взрослых: более нежный характер соединительной ткани, меньшее количество эластичной ткани, большее число клеточных элементов. В конце первого года жизни ребенка происходит заметное увеличение эластичной ткани в деснах. В окружающих зуб мягких тканях до прорезывания отмечается небольшая гиперемия [1].

Механизм прорезывания зубов

Прорезывание зуба – это одно из звеньев цепи процессов его развития, которое начинается во внутриутробном (в/у) периоде и продолжается в течение нескольких лет после прорезывания. Этот процесс связан с ростом и развитием всего организма ребенка.

Зубы считаются прорезавшимися, когда они достигают окклюзионной поверхности, т.е. контактируют с зубами противоположной челюсти. При этом часть эмали в пришеечной области остается под десной.

Механизм прорезывания достаточно сложен. К моменту прорезывания зуба происходит атрофия и рассасывание участка кости, покрывающего коронку зуба. Аналогичные процессы происходят в десне. При прорезывании зуба одновременно с рассасыванием костной ткани в одних участках происходит ее образование в других. Во время роста корня также имеют место процессы перестройки кости, происходит постепенное углубление зубной альвеолы.

При прорезывании зубов происходят морфологические изменения в зубах и окружающих тканях. Отмечается усиление кровоснабжения, изменение сосудистой проницаемости, увеличение продукции основного вещества пульпы и периодонта, происходят атрофические изменения десны над развивающимися зубами [2].

Физиологическое прорезывание зубов

Физиологическое прорезывание зубов характеризуется тремя основными признаками: определенными сроками, парностью и последовательностью прорезывания [3]. Временные зубы начинают прорезываться у ребенка в среднем с 6–7 месяцев. Общепринятыми считаются сроки прорезывания зубов, представленные Кронфельдом (см. таблицу) [4].

Однако при анализе литературных данных можно констатировать, что сроки формирования зубов, прорезывания их, формирования и резорбции корней для каждого ребенка индивидуальны, поэтому разные авторы в своих исследованиях указывают различные сроки.

Кроме того, данные варьируются в зависимости от региона проживания ребенка: так, в северных регионах России отмечается более частое отклонение от средних сроков прорезывания зубов в сторону более позднего прорезывания [6].

На прорезывание временных зубов оказывает влияние множество факторов, а иногда даже их совокупность. Исследования показали, что на прорезывание временных зубов у детей раннего возраста наиболее сильное влияние оказывают хронические заболевания матери, наличие у них вредных привычек, заболевания во время беременности, гестозы и заболевания ребенка на первом году жизни [5].

Патология прорезывания временных зубов

К патологии прорезывания временных зубов можно отнести раннее, позднее и затрудненное прорезывание. Нарушение парности и последовательности прорезывания временных зубов также относится к патологии прорезывания.

Более раннее прорезывание молочных зубов может неблагоприятно отразиться на резистентности их тканей к действию негативных факторов. При прорезывании зубов у ребенка в возрасте 3 месяцев после рождения из-за несовершенства структуры и недостаточной минерализации твердых тканей, отсутствия гигиенического ухода возможно более раннее поражение временных зубов кариесом.

Особое внимание следует обратить на внутриутробно прорезавшиеся временные зубы. Чаще всего это нижние центральные резцы, очень редко – верхние. Структура внутриутробно прорезавшихся зубов неполноценна, корни у них еще не закончили формироваться. Такие временные зубы могут приводить к осложнениям как со стороны матери, так и со стороны ребенка. При сосании зубы травмируют сосок матери, что нередко становится причиной мастита. Такие зубы следует удалять вскоре после прорезывания. Общепризнанного объяснения причин такого преждевременного прорезывания в настоящее время нет [7].

Значительная задержка начала прорезывания может свидетельствовать о нарушении физического развития ребенка, о каком-либо нарушении обмена веществ или общесоматическом заболевании.

Нарушение сроков, парности и последовательности прорезывания временных зубов может служить маркером различных заболеваний, например, таких как рахит, нарушения эндокринного аппарата, гипотиреоз. Исследования показали, что прорезывание временных зубов в группе детей, перенесших рахит, в среднем начинается на 3,5 месяца позже при сравнении со здоровыми детьми, нарушение последовательности прорезывания временных зубов отмечается у 52,31% детей с рахитом, нарушение парности прорезывания – у 35,38% [5].

Прорезывание зубов у детей с различными конституциональными типами имеет свои отличительные особенности. Так, например, у младенцев с лимфатико-гипопластическим типом конституции, для которого характерны лимфоаденопатия, избыточная масса тела, задержка статико-моторного развития, чаще, чем у детей с другими типами конституции, отмечаются позднее прорезывание временных зубов, выраженное беспокойство, плач, нарушение характера стула, более выраженные припухлость и болезненность десен, обильное слюнотечение. У детей с нервно-артритическим типом конституции, в основе которого лежит повышение синтеза мочевой кислоты, сопровождающегося проявлениями симпатикотонии, прорезывание зубов своевременное, но протекает с выраженной болезненностью в области десен, высокой температурой, запахом ацетона изо рта, усилением срыгивания вплоть до рвоты фонтаном, повышенной возбудимостью. У младенцев с эксудативно-катаральным (аллергическим) типом конституции прорезывание зубов также происходит в установленные сроки, но чаще сопровождается присоединением респираторно-вирусной инфекции и обострением атопического дерматита [8].

Прорезывание временных зубов является естественным физиологическим процессом, который обычно не вызывает каких-либо значимых изменений в состоянии здоровья детей. Однако у ряда детей развивается симптомокомплекс, который по Международной классификации болезней (МКБ) классифицируется как синдром прорезывания зубов (Код МКБ – К00.7).

Часто под маской прорезывания зубов могут скрываться респираторно-вирусные, кишечные инфекции, дисбиоз, инфекции мочевых путей. Таким образом, синдром прорезывания зубов – скорее диагноз исключения и ставится только после того, как другие патологические состояния исключены.

Симптомы затрудненного прорезывания зубов у ребенка делят на две группы: общие и местные. Общие симптомы – беспокойство, капризы, сниженный аппетит или даже отказ от еды, обильное слюнотечение, субфебрильная температура – неспецифичны и могут свидетельствовать не только о прорезывании зубов, но и о другом заболевании. Появление кашля на фоне прорезывания зубов обусловлено гиперсаливацией и попаданием слюны в верхние дыхательные пути. Неустойчивый стул также связан с повышенным слюноотделением и усилением моторики кишечника. Местные симптомы – отек и покраснение десны на месте будущего зуба, болезненность при пальпации места прорезывания – точно указывают на прорезывание зубов [9, 10].

К самым частым нежелательным проявлениям прорезывания зубов относятся повышенное слюнотечение, oтек и болезненность десен, нарушение поведения ребенка, повышение температуры тела до субфебрильных цифр с возможным присоединением ринита, снижение аппетита [11].

Методы терапии

На сегодняшний день существуют фармакологические и нефармакологические методы терапии при прорезывании временных зубов [12].

Для уменьшения выраженности патологических симптомов прорезывания зубов в отношении младенцев применяются различные лекарственные средства. Они могут быть общего и местного действия.

При выраженном болевом синдроме, повышении температуры применяются нестероидные противовоспалительные средства (НПВС), которые снижают температуру тела и оказывают системное обезболивающее действие.

С целью купирования основных симптомов прорезывания зубов – возбуждения, беспокойства, повышения температуры на фоне прорезывания зубов, а также снятия болезненности и отека слизистой оболочки применяется лекарственный препарат Дантинорм-Бэби, в состав которого входят ромашка аптечная (снижает раздражительность, температуру), лаконос (применяется при боли и воспалении десен) и ревень (стабилизируется пищеварение).

Дантинорм-Бэби имеет инновационную лекарственную форму – единственный стерильный раствор для приема внутрь в индивидуальных дозированных контейнерах.

Производится Дантинорм-Бэби во Франции с использованием самой современной технологии «выдув-наполнение–герметизация» («Blow-Fill-Seal» – BFS). Это единый технологический процесс, при котором одна машина формирует контейнер и асептически заполняет его одной дозой стерильного раствора за очень короткое время. Быстрота и чрезвычайно высокие стандарты безопасности являются двумя преимуществами этого процесса: герметичные готовые к употреблению монодозы препарата всего за 12 секунд. Каждая доза препарата Дантинорм- Бэби идеально подходит для детей, так как обеспечивает стерильность, точность дозирования и гигиеничность бесконтактного применения. В отличие от стоматологических гелей, продолжительность действия 1 дозы данного препарата ~ 8 часов. Таким образом, всего 3 приема в день дозированного раствора обеспечивают непрерывную защиту от симптомов прорезывания зубов 24 часа в сутки [13].

В состав препарата входят только натуральные компоненты, поэтому применяться он может у детей с рождения.

Для облегчения местных симптомов прорезывания временных зубов у детей применяются различные гели. Любой гель для прорезывания зубов обычно обладает местным действием и не может обеспечить длительного купирования болевых ощущений. Рекомендуется применять подобные гели не более 5–6 раз в сутки, чтобы избегать развития побочных эффектов, в т.ч. аллергических. Основная цель при назначении геля для прорезывания зубов – снижение интенсивности болевых ощущений и предотвращение воспалительного процесса на слизистой оболочке десен.

Гели с обезболивающим эффектом на основе анестетика содержат лидокаин или бензокаин, повышают риск развития аллергических реакций. Исследования показали, что гели контактируют с десной короткое время, затем ребенок проглатывает его. Этого времени не хватает для обезболивания, однако при частом применении ребенок проглатывает слишком большое количество геля, что может приводить к судорогам, тяжелым поражениям мозга, проблемам с сердцем. У гелей, содержащих холина салицилат, действие ассоциировано с аспирином и может вызывать синдром Рейе у восприимчивых детей [14].

К нефармакологическим методам терапии симптомов прорезывания временных зубов относят простой и доступный метод – массаж десневых валиков. При надавливании на них уменьшается болевой синдром. Для массажа можно использовать специальные силиконовые щетки. Уменьшают отек, также снижая болевые ощущения, прохладные гелевые или силиконовые прорезыватели.

Заключение

Таким образом, прорезывание зубов у многих детей сопровождается рядом неспецифических синдромов и является диагнозом исключения других патологических состояний. Необходимо знакомить родителей с данной проблемой и внедрять наиболее безопасные, желательно природного происхождения препараты, помогающие облегчать болезненность данного состояния у детей.

Особенности полиодонтии у детей

Возможные симптомы гипердонтии в детском возрасте:

  • внутриутробное формирование зубов (ребенок рождается на свет уже с несколькими зубами);
  • появление зубов в первые месяцы, недели и даже дни жизни;
  • задержка прорезывания молочных зубов.

Это влечет за собой неприятные последствия:

  • проблемы с кормлением ребенка – он плохо захватывает сосок и слабо сосет;
  • отек слизистых тканей может распространяться на область носа и вызывает нарушение дыхания;
  • плохое смыкание зубных дуг вызывает сильно выраженное слюнотечение;
  • возможно длительное повышение температуры до 38С.

Особенно сильно гипердонтия вредит в период формирования речи. Зубы, расположенные за пределами общего ряда, мешают языку занять правильное положение при произнесении большей части согласных звуков. Без устранения патологии любой логопед будет бессилен.

Помимо истинной гипердонтии, у детей (реже – у взрослых) может развиться так называемая ложная форма заболевания. Она характерна для периода смены зубов и развивается при прорезывании коренных зубов рядом с еще не выпавшими молочными. Это довольно частое явление, которое обычно проходит самостоятельно, по мере окончательного формирования зубных рядов. В некоторых случаях может потребоваться ортодонтическое лечение.

Особенности полиодонтии у взрослых и подростков

У взрослых людей после полной замены комплектных зубов наличие дополнительных единиц может приводить к дополнительным патологиям:

  • хроническому риниту, гаймориту при прободении стенки верхнечелюстных пазух корнями сверхкомплектных ретинированных структур;
  • межзубному кариесу – из-за слишком тесного прилегания зубов друг к другу.

Ретенция и дистопия


Для взрослых людей характерны 2 основных типа сверхкомплектных зубов:

  • Дистопированные зубы – так называют зубы с отклонением в направлении роста. Особенности формирования сверхкомплектных единиц очень часто приводить к дистопии. Это связано с тем, что место на линии зубной дуги ограничено, и корни нормальных зубов просто теснят «незваного гостя» в сторону щеки или неба.
  • Ретинированные зубы – ретенция возникает, когда зуб теряет импульс к росту и остается в толще челюстной кости. Ретинированные зубы могут повлечь расшатыванием соседних нормальных зубов, вызвать их смещение с изменением прикуса. Часто вызывают болезненные ощущения.

На заметку! По статистике на гипердонтию приходится до 2% случаев стоматологических проблем. Из них 70% связано с появлением единичных сверхкомплектных зубов, 25% – с парой-тройкой таких образований, и лишь в 5% можно встретить сложные множественные комплексы из 3–4 и более зубов.

Методы диагностики


Основным показанием к проведению диагностики является наличие в ротовой полости пациента «лишнего» зуба или явных признаков его прорезывания (болезненный бугорок или припухлость в области десны или неба). Все эти признаки можно выявить с помощью обычного визуального осмотра, в ходе которого стоматолог оценивает состояние ротовой полости. Для подтверждения диагноза и проведения дифференциальной диагностики делают рентгенологическое обследование – ортопантомограмму. Если необходимо осмотреть зубные ряды в нескольких плоскостях, дополнительно назначают компьютерную томографию (КТ).

На заметку! Пациент может и не подозревать наличия ретинированных сверхкомплектных зубов. В этом случае гипердонтию выявляют только по результатам рентгена или КТ челюстно-лицевого отдела.

Дистопированный зуб мудрости: что это?

Дистопированный зуб мудрости – это третий моляр, он же «восьмерка», который расположен неправильно относительно остального зубного ряда. Такой зуб почти всегда подлежит удалению.

Частным случаем дистопированного зуба мудрости является непрорезавшаяся, но полностью сформировавшаяся восьмерка, оказавшаяся повернутой параллельно десне. В этом случае зуб есть, хоть его и не видно, и он находится в некорректном положении, поэтому можно говорить о дистопии.

Два примера дистопии зубов

Нужно ли удалять сверхкомплектные зубы?

Однозначного ответа на вопрос, что делать с «лишними» зубами, не существует. Многое зависит от формы, положения и их количества. Обязательному удалению подлежат:

  • молочные зубы, которые мешают нормальному росту и формированию постоянных;
  • сильно дистопированные структуры – расположенные на небе или под большим углом к боковой стороне десны;
  • ретинированные образования, которые оказывают давление на прилегающие корни нормальных зубов и провоцируют периодические воспалительные процессы мягких тканей.

Если дополнительный зуб не вызывает дискомфорта и не нарушает развитие зубных рядов, удаление можно не проводить. Более того – такой сверхкомплект может сыграть роль стратегического запаса на случай повреждения рядом расположенных нормальных зубов.

Как проходит удаление

Процедура удаления может быть простой и сложной. В первом случае врач имеет дело с полностью прорезавшимся зубом, корень которого не переплетается с окружающими структурами. Этапы простого удаления:

  • Готовят ротовую полость – обрабатывают антисептиками, делают анестезию.
  • Захватывают коронку щипцами (в ряде случаев требуется дополнительный надрез слизистой ткани для облегчения доступа).
  • Элеватором разрушают удерживающие связки.
  • Освобождают корень и удаляют зуб.
  • Очищают лунку от обломков зуба и костей.
  • Накладывают швы (при необходимости) и заживляющую повязку.

Сложное удаление назначают в случае с ретинированными, полуретинированными или дистопированными зубами со сложной формой корней. Процедуру проводят с глубоким надрезом мягких тканей, в особо тяжелых случаях – со вскрытием челюстной кости для получения доступа к корням. Последний вариант актуален при глубоком костном залегании, положении в непосредственной близости от черепных синусов и глазниц, а также при неправильной форме корней и высоком риске повреждения комплектных зубов. Операцию сложного удаления проводит стоматолог-хирург.

Классификация травм детских зубов

Характер и степень тяжести повреждения определяется на основании комплексного обследования пациента с помощью рентгенологических, клинических и других методов. Для поставки диагноза стоматологи используют сегодня разные системы диагностики травмы детских зубов.

Стандартная классификация по ELLIS

Данная система разделения острых травм на отдельные виды, разработанная Эллисом, является самой первой и наиболее используемой на практике. Она включает в себя 9 категорий повреждения зубов:

  • I – легкий перелом коронки в пределах зубной эмали;
  • II – перелом коронки средней тяжести с распространением в эмаль и дентин;
  • III – тяжелый перелом коронки с обнажением пульпы;
  • IV – утрата жизнеспособности пульпы при наличии/отсутствии перелома коронки;
  • V – полный вывих травмированного зуба;
  • VI – повреждение с переломом корня;
  • VII – легкий подвывих травмированного зуба;
  • VIII – перелом коронки в пришеечной зоне;
  • IX – травма молочных зубов.

Виды травматических повреждений ВОЗ

Активно используется в современной стоматологии наряду с ELLIS. Данная классификация была разработана на основе системы Андрезена и включает в себя, помимо травм зубов, повреждения других тканей (слизистой рта, десны, пародонта, костей).

I. Повреждение пульпы и твердых тканей:

  • трещины зубной эмали (A);
  • перелом коронки без открытия пульпы (затронута эмаль – B, затронута эмаль и дентин – C);
  • перелом зубной коронки с открытием пульпы (D);
  • комбинированный перелом корня и коронки с обнажением пульпы (E);
  • травма с переломом корня (F).

II. Повреждение пародонта:

  • сотрясение зуба со слабым ответом тканей периодонта на перкуссию без увеличения его подвижности и смещения (A);
  • подвывих с изменением подвижности без смещения (B);
  • вхождение травмированного зуба вглубь тканей (C);
  • выход зуба из анатомической лунки (D);
  • смещение в отличном от осевого направлении (E);
  • полный вывих травмированного зуба (F).

III. Травма кости:

  • плотное соединение зуба с лункой с вхождением вглубь тканей (A);
  • перелом стенки анатомического углубления (B);
  • перелом костной ткани альвеолярного отростка (C, D);
  • перелом кости челюсти (верхней – E, нижней – F).

IV. Травмирование десен и слизистой ротовой полости:

  • острое ранение мягких тканей (A);
  • ушиб слизистой или десны (B);
  • отслоение мягких тканей (C).

Классификация травм детских зубов по МКБ-С

Это международная система определения острых повреждений, созданная на основе МКБ-10 (1997 г.). Применяется в детской стоматологии для классификации разных травм, включая переломы первичных и постоянных зубов (S02.5):

  • перелом (откол) в пределах толщины эмали (S02.50);
  • перелом зубной коронки без травмирования пульпы (S02.51);
  • перелом коронки с распространением травмы на пульпу (S02.52);
  • перелом корневой части постоянного зуба (S02.53);
  • двойной перелом в области зубной коронки и корня (S02.54);
  • множественные переломы разных локаций (S02.57);
  • неуточненный перелом молочного или постоянного зуба (S02.59).

Ортодонтическое лечение

В зависимости от ситуации, используют после удаления зуба или вместо него. У детей применяют для стимуляции выпадения молочных зубов и устранения ложной гипердонтии, а также для облегчения и ускорения прорезывания нормального комплекта. Кроме того, ортодонтическое лечение с установкой брекетов, кап, зубных пластинок или других вспомогательных конструкций позволяет выровнять искривленные зубы и вернуть их на подходящее место.

Перед тем, как назначить лечение, стоматолог тщательно оценивает состояние комплектных и сверхкомплектных структур и, в зависимости от общей картины и прогноза на будущее, может использовать оба образования или оставить наиболее крепкий и прочный зуб (не обязательно комплектный).

Порядок оказания помощи детям при повреждениях зубов


Сразу после получения травмы пациенту оказывается первичная медицинская помощь, которая включает в себя общую оценку состояния ребенка, обезболивание, назначение антибиотиков, анестетиков и прочих лекарств, а также предварительную постановку диагноза. После этого родителям пациента дается рекомендация записаться к детскому стоматологу (терапевту), который проведет полноценное лечение зуба. Врач, оказывающий специализированную помощь, проводит:

  • оформление истории болезни (включая юридические и социальные аспекты случая);
  • сбор анамнеза (происхождение травмы, наличие сотрясения мозга, местные симптомы);
  • клиническое обследование травмы (визуальный осмотр, перкуссия, пальпация, температурные пробы пульпы, инструментальные методы);
  • дополнительную диагностику (электроодонтодиагностика (ЭОД), трансиллюминация, прицельная рентгенография, окклюзионная рентгенограмма, компьютерная томография);
  • постановку диагноза на основе осмотра, клинических и других исследований;
  • выбор тактики лечения с учетом характера повреждения, возможных рисков, пользы и затрат.

Период реабилитации ребенка после травмы, начиная с момента оказания экстренной помощи, может занимать 1-3 и более дней. Учитывая сложность лечения, срок полного восстановления целостности и функций поврежденных зубов нередко занимает более длительный срок – несколько месяцев или даже лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]