Самое сложное в лечении зубов у детей – это уговорить ребенка на поход к стоматологу. Страх перед любыми манипуляциями с телом – это нормальная реакция. Но если на приеме у педиатра внедрение в личное пространство минимально, то у стоматолога все иначе. Как же уговорить ребенка на поход к стоматологу и какие существуют современные подходы к решению этого вопроса? Разберем ниже.
Типы реакции ребенка на лечение у стоматолога
Перечисленные ниже типы реакции не являются профессиональной психологической классификацией, а отражают скорее опыт детского стоматолога.
- Условно нормальная реакция. Ребенок выполняет все просьбы врача и родителей. Не плачет, не кричит, даже при возникновении дискомфорта ведет себя спокойно.
- Замыкание в себе. Ребенок не выполняет просьбы родителей и врача, молчит. В кресло может вообще не сесть.
- Плач и истерика. Ребенок не только плачет, но может обзываться, пытаться ударить врача и родителей.
В первом случае лечение ребенка не представляет трудностей, эти дети позволяют сделать анестезию и выполнить все манипуляции. Обычно так реагируют на лечение дети после 7-9 лет. Они уже могут сформулировать свой страх. Если им все правильно объяснить, проблем с проведением манипуляций не будет.
Во втором случае не всегда удается провести лечение, но можно попробовать наладить с ребенком контакт, познакомить ребенка с кабинетом.
В последнем случае проведение манипуляций очень затруднительно. Если помощь необходимо оказать срочно, необходим наркоз, либо обращение в челюстно-лицевое отделение.
Союз с врачом
Проблема с зубами ребенка – это общая проблема родителей, ребенка и врача. У каждого из участников процесса свои задачи. Но лечение состоится и пройдет нормально при объединении усилий, поэтому:
- Постарайтесь сообщить врачу всю необходимую информацию. Не только о здоровье, но и о характере ребенка: что он любит, чем занимается, о чем мечтает, как Вы обычно с ним договариваетесь.
- Часто когда ребенок сопротивляется лечению, родителям очень хочется помочь врачу, но если Вы видите, что ваши действия не помогают, то дайте возможность врачу самому найти контакт с ребенком. Возьмите на себя роль наблюдателя.
- Будьте готовы к тому, что врач, обсудив с Вами план и стоимость лечения, попросит Вас оставить его с ребенком наедине. Отнеситесь к этому с пониманием. Тем более, что по нашим исследованиям это довольно эффективный способ преодоления проблем в поведении ребенка.
Современный взгляд на лечение зубов у детей
Современные технологии позволяют провести лечение зубов в Минске во сне. Большинство специалистов сходятся на том, что ребенка не нужно подвергать лишнему стрессу, а лучше вылечить все зубы за один раз под седацией. В большинстве случаев ребенка уже не нужно часами уговаривать. Пока ребенок спит врач лечит все зубы, которые нуждаются в санации.
Преимущества лечения зубов под наркозом
- отсутствие стресса и психологических травм для ребенка;
- возможность пролечить зубы качественно;
- лечение проходит быстро;
- за один раз можно выполнить все манипуляции: от лечения до удаления.
Современные препараты для наркоза абсолютно безопасны для здоровья, они предназначены для кратковременного воздействия. Во время лечения обязательно присутствует врач-анестезиолог, который обеспечивает седацию. Накануне лечения зубов под седацией врач обязательно соберет анамнез, чтобы выяснить все возможные противопоказания.
Во сне теперь можно и вставить зубы и удалить зубы.
Почему ребенок боится лечить зубы?
При встрече со стоматологом, меняется работа ЦНС (центральной нервной системы): запускается цепная реакция – мозг преобразовывает звук и картинку в сигнал тревоги. А затем сигнал закрепляется в памяти. При повторении ситуации организм начинает реагировать даже на самого доброго врача-стоматолога соответствующим образом – учащается сердцебиение, повышается потоотделение.
Примечательно, что все дети боятся боли. Однако с трех лет у малышей появляется страх и вида крови. Еще одной причиной, почему ребенок боится лечить зубы, является страх незнакомых людей и обстановки.
Как подготовить ребенка к первому посещению стоматолога
Если родители хотят обойтись без наркоза, стоит ребенка подготовить к первому визиту. Важно ни в коем случае не пугать ребенка врачами и стоматологами. Если в случае непослушания Вы каждый раз пугаете малыша походом к «страшному» врачу, не стоит удивляться истерикам и слезам. Можно рассказать в игровой форме о том, как буде проходить осмотр у врача и лечение.
В первое посещение желательно, чтобы не проходило никаких манипуляций кроме осмотра. Ребенок должен познакомится с врачом и с обстановкой кабинета, чтобы пребывание в кабинете у врача не вызывало стресса. Важно, чтобы малыша сопровождал тот взрослый, который сам не боится стоматологов. Дети чувствительны к психологическому состоянию взрослого. В том случае, если необходимо лечение, начинать лучше с наименее инвазивных процедур. Например, если необходимы глубокое фторирование, чистка зубов, герметизация фиссур и лечение кариеса, начать лучше с чистки зубов и фторирования. Ребенок поймет, что страшного ничего нет, будет привыкать к врачу и кабинету. Последующее лечение будет восприниматься нормально.
Почему дети боятся стоматологических процедур?
В основе всех фобий лежит негативный опыт, а вернее, испытанные негативные эмоции. Именно они вызывают у малышей страх перед врачами — людьми в белых халатах. Если лечение зубов у детей когда–либо сопровождалось неприятными ощущениями, если стоматолог не обладал необходимыми профессиональными и психологическими навыками лечения маленьких пациентов, будет запущен процесс формирования дентофобии.
Существует и целый ряд факторов, способствующих ее закреплению. Очень часто они объясняются неправильным поведением окружающих ребенка близких людей.
- Малышам быстро передаются эмоции мамы и папы. Если они сами испытывают страх или даже просто заметно волнуются перед визитом в клинику, ребенок обязательно запомнит это ощущение и возьмет его на вооружение.
- Некоторые родители в своих целях эксплуатируют формирующуюся дентофобию, пугая дочь или сына стоматологическими процедурами: «Не будешь слушаться — пойдем к зубному, пусть он полечит тебе зуб».
- Детей с определенными психофизиологическими особенностями очень пугает неизвестность. Ребенок с мягким, нерешительным характером будет бояться первого похода в клинику просто потому, что не знает, что именно его там ждет.
Имеет значение и величина индивидуального порога чувствительности. Взрослые и дети с низким болевым порогом будут испытывать сильную болезненность даже от самых обычных манипуляций, доставляющих другим людям всего лишь легкий дискомфорт.
Что делать, если зуб болит?
Когда у ребенка очень болит зуб, есть отек, лечение откладывать нельзя ни в коем случае. Если все попытки уговорить ребенка на лечение заканчиваются неудачно, необходимо лечение под наркозом. В том случае, если родители категорически против седации или нет возможности ее провести, им приходится обращаться в государственные поликлиники или челюстно-лицевое отделение. Пока хирург-стоматолог выполняет все манипуляции, одна или две медсестры удерживают ребенка. Такой подход считается устаревшим, поскольку может быть нанесена психологическая травма. Этот метод в редких случаях угрозы здоровью может быть оправдан, но лучше его избегать.
Не забывайте о профилактике кариеса, соблюдайте правила гигиены полости рта, ходите к врачу на осмотры не реже двух раз в год. Берегите зубки ребенка.
Воспитание во время лечения
Многие родители хотят, чтобы их ребенок производил на окружающих исключительно благоприятное впечатление. И поэтому, если ребенок, по их мнению, делает что-то не так, они тут же начинают его воспитывать.
По мнению врачей, такое отношение к ребенку в кабинете может негативно повлиять на его поведение во время лечения.
- Не надо воспитывать ребенка во время лечения без надобности. Все равно он настолько взволнован, что вряд ли обратит на Вас внимание. Прежде чем отдергивать ребенка в кабинете, спросите у врача, делает ли Ваш ребенок что-то непозволительное. Может это разрешено.
- Сравнение ребенка с другими детьми тоже обычно не приносит желательных результатов. Если Вы сравниваете ребенка с кем-либо, он чувствует, что его не любят таким, какой он есть. Сравнения допустимы только с ним самим. Например: «Когда ты был младше, тебе очень нравилось сюда приходить».
Здесь важен индивидуальный подход:
Если Ваш ребенок робок, тих и послушен, особенно с незнакомыми людьми. Предоставьте ему полную свободу в кабинете. Ни в коем случае не одергивайте его: « иди туда; скажи спасибо; вытри нос» и т.д. С таким характером он вряд ли сделает что-то непозволительное. Если ребенок будет делать что-то не так, врач или ассистент ему об этом скажут. Ограничив свободу застенчивого ребенка, сформировать с ним доверительные отношения будет очень сложно. А доверие – залог успешного лечения.
Если Ваш ребенок подвижен, активен, в любом незнакомом помещении чувствует себя как дома, не отличает чужие вещи от своих. То такого ребенка в кабинете необходимо ограничивать. При входе объясните ему правила поведения. Наряду с тем чего нельзя делать, нужно обязательно сказать, что можно делать. Для того чтобы огромный интерес и потребность двигаться у ребенка были реализованы.
Борьба за здоровье
Ребенок плачет, не хочет садиться в кресло, отказывается выполнять просьбы взрослых, беспокоен, кусается или просто молчит и ни с кем не разговаривает. Все это мешает врачу полноценно осуществлять лечение.
Что делать родителю?
Понятно, что Вам очень хочется, чтобы лечение состоялось. И Вы всеми силами пытаетесь помочь врачу уговорить ребенка открыть рот. Но эта сильная личностная вовлеченность может создавать проблемы. Поэтому для начала предоставьте возможность врачу как более независимому человеку самому договориться с ребенком. При этом:
- не пытайтесь управлять ребенком в данной ситуации;
- не потакайте ребенку, не упрашивайте его, не умоляйте стоя на коленях. По мнению врачей, такое поведение родителей делает ребенка неуправляемым;
- не запугивайте ребенка и не угрожайте ему для того, чтобы он прекратил сопротивляться врачу. Даже и если от этого есть эффект, то он кратковременный. Ребенок быстро начинает вести себя прежним образом и продолжает бояться врача.
Прежде чем что-либо делать, попытайтесь понять, что сейчас думает и чувствует ребенок. Как с его стороны выглядит эта ситуация.
- Помогите ребенку во время лечения понять, что он ощущает: откуда идут незнакомые звуки; что он может чувствовать.
Основная задача, чтобы ребенок имел как можно больше интактных зубов и правильно сформированный прикус. А не в том чтобы он в данный момент сел на кресло и открыл рот. Значит в первую очередь, должно быть завоевано доверие ребенка, как основа стабильного положительного взаимодействия.
Пусть ребенок познакомится с врачом, ассистентом, обстановкой кабинета. Узнает принцип работы различных инструментов. Сам попробует ими управлять.
Самое главное это сохранить позитивные воспоминания о докторе и лечении. Даже если не удалось что-либо сделать из того, что планировалось, уходить от доктора ребенок должен в хорошем настроении, а не с чувством вины, и ощущением, что он плохой.
Особенности лечения детей
Практика показывает, что юный пациент легче переносит визиты к врачам, когда медперсонал относится к нему с уважением. Поэтому опытный врач всегда уделяет достаточно времени налаживанию контакта с малышом. Осмотр стоматологом детей начинается с того, что врач создает комфортную психологическую атмосферу, старается подружиться с пациентом. Иногда подготовка к процессу лечения происходит в три этапа:
- Первый визит – налаживание контакта, осмотр.
- Второй день – аппаратная чистка детских зубов и рентген, если это необходимо.
- Третий визит – непосредственно лечение молочного зуба под анестезией.
С применением современного метода компьютерной местной анестезии поход к стоматологу уже не должен вызывать страх. В отдельных случаях врач принимает решение о лечении с использованием метода седации ксеноном. Кратковременный сон не дает побочных эффектов и дает возможность провести одновременное лечение нескольких больных зубов.
Если заранее подготовиться и настроиться на положительный лад, то посещение стоматолога ребенком пройдет успешно. В тех случаях, когда родителям не удается помочь дочке или сыну перебороть боязнь, рекомендуется обратиться к психологу. Опытный специалист знает обо всех эффективных методах преодоления страхов.
Как победить дентофобию
Если вы не знаете, что делать в ситуации, когда ребенок боится стоматолога, то следует прислушаться к ряду советов специалистов:
- Начинайте посещать стоматолога с первого года жизни. Не стоит думать, что лечения требуют только коренные зубы. Ведь от правильного развития молочных зубов зависит последующее формирование коренных. Следить за состоянием полости рта важно с первых дней рождения. Поэтому консультации стоматолога вам потребуются еще с пеленок. А в будущем не придется решать проблему, как не бояться стоматолога детям. Ведь ваш малыш будет воспринимать врача как помощника и советчика.
- Не акцентируйте внимание ребенка на визите к врачу. Не следует лишний раз напоминать ребенку, что на конкретную дату запланирован визит к врачу. Лучше зайти на осмотр в ходе очередной прогулки. Эффект неожиданности позволит малышу не осознать до конца происходящего и не ощутить страх.
- Выбирайте правильное время визита. Если вы решили прийти к доктору пораньше, разбудив для этого малыша раньше привычного времени. Или записались на прием во время обеденного сна. Если визит к врачу запланирован вместо похода в зоопарк или развлекательный центр. Если для планового посещения доктора вам пришлось перенести долгожданную поездку на море. Будьте готовы, что у ребенка сформируется негативная установка на такое мероприятие.
- Подумайте о системе поощрений. Некоторые родители при поиске решения ситуации, что делать, если ребенок боится лечить зубы, прибегают к варианту задобрить малыша дорогими покупками. Однако делать это не рекомендуется, так как с одной стороны – формируется устойчивое восприятие, что можно получить желаемое исключительно, отправившись в кабинет доктора. А с другой – для ребенка такой визит ассоциируется с дополнительным стрессом. Ведь он понимает, что родители не будут просто так давать деньги или дарить подарки. А значит – в кабинете врача его ждут серьезные «испытания». Лучше предложить после визита к стоматологу прогуляться в любимый парк, прокатиться на аттракционах, получить какой-то сувенир в кабинете доктора. Подобный визит должен ассоциироваться с позитивными эмоциями, исключительностью события.
- Покажите пример. Важно помнить, что посещение стоматолога в профилактических целях рекомендовано не только в детском возрасте. Родители также должны посещать врача. И делать это можно вместе с сыном или дочкой. Покажите, что мама с папой также ходят на профилактический осмотр. Это снимет излишние страхи, позволит малышу почувствовать себя взрослым, что очень важно на этапе роста и развития.
- Сопровождайте ребенка. Не оставляйте ребенка самого в кабинете врача. Это касается не только ситуации, когда нужно запломбировать или вырвать зуб. Присутствуйте во время каждого приема. Это позволит малышу ощутить поддержку и обрести уверенность.
- Превратите визит к стоматологу в игру. Можете взять с собой любимые игрушки или купить детский набор инструментов для гигиены полости рта. Продолжите игру дома, чтобы ребенок на приеме у стоматолога не думал о процессе лечения, а воспринимал происходящее, как часть увлекательных действий.
- Рассказывайте сказки. Купите книжки, где героям помогает добрый Айболит вылечить больные зубки, или Зубная фея исполняет желания и дарит удивительные чудеса. Позвольте малышу стать героем одной из таких сказок во время визита к стоматологу.
- Найдите варианты переключить внимание. Попросите доктора включить интересный мультфильм, или сами расскажите сказку, забавную историю в то время, когда малыш находится в кресле зубного врача.
- Посещайте одного врача. Позвольте своему чаду привыкнуть к доктору. Ведь доверяя ребенок сможет быстрее справиться со страхом.
- Говорите с ребенком. Объясните малышу, зачем посещать стоматолога. Расскажите о том, что, если регулярно проверять состояние ротовой полости, то можно избежать кариеса и необходимости удалять зуб. Мотивируйте ребенка на профилактические осмотры, которые сохранят здоровье ротовой полости.
- Запланируйте ознакомительное посещение. Не нужно ждать, когда заболят зубы или потребуется исправление прикуса. Лучше внести посещение стоматолога в план важных мероприятий без особых на то причин. В этом случае первый визит к стоматологу ребенка не оставит в его психике ассоциаций с болью и иными неприятными манипуляциями. Ведь проведен будет просто осмотр. А последующие визиты сформируют четкую установку, что посещать зубного врача является привычным занятием, которое не связано с болезненными ощущениями.
- Формируйте самостоятельность. Предложите ребенку самому следить за своим графиком посещения кабинета врача. Объясните, почему это нужно делать раз в полгода. Таким образом, малыш сможет почувствовать себя взрослым, которому доверена ответственность за контроль здоровья.
- Не доводите до проблемы. Для родителей этот совет должен стать основным. Ведь вовсе не обязательно ждать, когда ребенок начнет жаловаться на зубную боль или возникнет проблема необходимости профессиональной чистки зубов, исправления прикуса, удаления молочного зуба, лечения десен. Лучше предупреждать проблемы, устранять их на начальной стадии. И тогда не придется задумываться над вопросом, почему дети боятся стоматолога. Ведь визит к врачу станет столь же привычным, как посещение детского сада, визита к парикмахеру или репетитору.
И, конечно же, ищите своего стоматолога. Ведь, если ребенок боится вырывать зуб, то это вполне закономерно и оправдано. Не каждый взрослый готов без страха прийти на такую процедуру. А вот в случае, когда ребенок перед каждым визитом к стоматологу становится нервным, раздражительным, капризным, то стоит задуматься о квалификации специалиста, которого вы посещаете.
Как уговорить ребёнка пойти к стоматологу, если он не хочет или боится?
Правильный выбор клиники и врача имеют огромное значение, потому что специалист, который нашёл контакт с ребёнком, способен его отвлечь от возможных неприятных ощущений и расположить к себе. Если у вас с этим не сложилось, придётся уговаривать ребёнка пойти на лечение зубов своими силами.
- Пообещайте ему выполнить после визита к врачу какое-либо желание: пусть это будет прогулка, покупка или мультики подольше. Однако это не должно выглядеть как подкуп — такое поведение родителя насторожит ребёнка ещё больше.
- Замотивируйте ребёнка примером для подражания, пусть даже это будет его любимый актер или певец – обратите внимание, какие у него хорошие зубы, или даже найдите реальную информацию о визите кумира к стоматологу.
- Попросите поговорить на тему лечения зубов с ребёнком кого-то для него авторитетного – старшего товарища, брата, сестру или другого человека, перед кем ему хочется выглядеть достойно, на которого хочется равняться.
- Детей, способных делать самостоятельные выводы, можно пригласить на честный разговор о состоянии зубов, причине их болезней и последствиях отсутствия лечения – от аспектов здоровья до влияния на общение с окружающими людьми. Постарайтесь донести до ребёнка мысль, что чем раньше он сходит к врачу, тем легче и безболезненней будет лечение.
Если от похода к стоматологу отказывается подросток, и ситуация не является критической, не настаивайте, отложите разговор. Сейчас ребёнок очень раним и любое давление, даже во благо, может быть воспринято неадекватно. Дайте ему время собраться с силами и решиться.
В ситуациях, когда здравые аргументы и маленькие уловки не помогают, а ребёнок панически боится похода к стоматологу даже осознавая возможную потерю зуба, стоит обратиться к детскому психологу, чтобы проработать дентофобию.
Откуда появляется страх идти к стоматологу?
Объяснений того, что ребенок боится идти к стоматологу, может быть несколько. Например:
- Знакомство с новыми людьми. Первое посещение кабинета врача для ребенка является таким же стрессовым фактором, как и первый день, например, в детском саду. Ребенку приходится общаться с новыми людьми. Причем взаимодействие является достаточно близким. И в данном случае можно проконсультироваться с педиатром, как подготовить ребенка к посещению стоматолога, чтобы учесть все личностные аспекты конкретно вашего малыша.
- Боязнь боли. Для многих визит к дантисту связан с болью и кровью, что и является основной причиной того, что даже взрослым с большим усилием дается решение посещения стоматологии. Важно объяснить малышу, что сейчас есть много современных методов лечения, которые делают любую процедуру безболезненной.
- Разговоры родителей. Не стоит рассказывать при ребенке о собственном лечении зубов в негативных красках. Ведь это может стать еще одним поводом детских страхов.
- Психологический дискомфорт. Важно, чтобы малыш ощущал позитивное к себе отношение лечащего врача. Если специалист не будет вызывать доверие, то это станет одной из причин того, что ребенок боится визита к стоматологу.
Как убедить ребенка пойти к стоматологу, когда у него болит зуб
Вопрос, как заставить ребенка вылечить зуб, особенно актуален тогда, когда малыш испытывает острую боль. Со своей стороны родителям важно объяснить, что стоматолог избавит зубки от злых микробов, поймает злобного Кариеса и т. д.
Как только малыш переступит порог клиники, опытный детский стоматолог приложит все усилия, чтобы разбудить его любопытство. Юного пациента наверняка заинтересует блестящий инструмент, жужжащий пистолет, кнопочки, перспектива самостоятельно выбрать цвет пломб и т. д.
Уже на месте, в стоматологическом кресле, ребенок убедиться, что лечиться совсем не больно: в хороших клиниках умеют быстро избавлять от боли с помощью местных обезболивающих, охлаждения зубной ткани и других способов. В современных стоматологиях работают психологи, которые помогают малышу адаптироваться и нормально воспринимать лечебные манипуляции.
И помните: если вы изначально обратитесь в современную и надежную клинику, то каждый визит туда превратится в приятное времяпрепровождение с мамой или папой.
Что делать, если к стоматологу боится идти подросток
Подросток меньше доверяет взрослым, его невозможно отвлечь и трудно в чем-либо убедить. С ним надо установить доверительные отношения и проявить уважение к его выбору.
Желательно последовать этим советам:
- Обязательно осуждайте все процедуры, которые предстоит сделать, чтобы его не пугала неизвестность. Большая часть страхов уходит после детального обсуждения предстоящей ситуации.
- Если парень или девушка отказывается от лечения, а ситуация не является экстренной,не настаивайте на визите к специалисту. Ознакомьте их с последствиями их отказа в подробностях и позвольте сделать выбор. После обсуждения подросток проявляет заинтересованность в лечении сам.
- Формируйте у подростка положительную мотивацию к лечению зубов и тщательному уходу за ротовой полостью. Объясняйте ему важность здоровых зубов и красивой улыбки для его будущего.
- До пятнадцати лет вы всегда сможете находиться в кабинете стоматолога со своим сыном или дочерью и поддерживать его. Если они старше, то присутствие родителей возможно только с их согласия.
- Выбирайте такого врача, который сможет установить хороший контакт с подростком.Ему необходимо в обязательном порядке учитывать мнение подростка и общаться с ним как со взрослым, а не только слушать мнение родителей и выполнять их пожелания.
Если с ситуацией справится самостоятельно не получается и ребенок продолжает бояться стоматолога, надо обратиться психологу. Он окажет ему профессиональную помощь и поможет справиться со страхом.
«КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ ПОХОДА К СТОМАТОЛОГУ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ ПОХОДА К СТОМАТОЛОГУ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Педагог-психолог высшей кв. категории
МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»
Шпилевая Ирина Евгеньевна
Известно, что зубы у детей нуждаются в особом внимании и правильном своевременном лечении. Если не обратить внимание и запустить проблемы с зубами существует риск того, что ребенок переживет негативный (болезненный) опыт, и тогда визит к стоматологу становится для всей семь настоящим испытанием, пройти которое удается, приложив множество усилий. Некоторые дети, чтобы не идти в стоматологическую клинику, готовы плакать, истерить, только бы избежать этого неприятного дня них момента. Чтобы избежать этого, родителям необходимо заранее подготовить ребенка к первому посещению стоматолога, ведь его может пугать даже неизвестность.
Если страх перед посещением стоматолога у ребенка возник после негативного опыта из-за предыдущего визита (в том случае, когда взрослые проявили насилие – помочь подержать ребенка во время проводимого лечения), то у малыша может сформироваться патологический страх по отношению к врачам-стоматолагам. Как же мы можем помочь ребенку в преодолении такого страха?
Прежде всего, необходимо определить точную причину возникновения страха и постараться избавиться от неё. Рассмотрим возможные причины ниже.
ПРИЧИНЫ СТРАХА ПЕРЕД СТОМАТОЛОГОМ
На самом деле, причин возникновения страха перед стоматологом у детей не так много:
Ä отрицательный опыт посещения стоматолога — ребенок боится повторения болезненного лечения: первый визит к стоматологу совершается, когда у ребенка болит зуб;
Ä неизвестность и поход к новому незнакомому доктору;
Ä многие дети пугаются, если врач сразу приступает к делу и начинает осматривать рот. Для ребёнка это неожиданно. Он воспринимает это, как грубое вторжение в личное пространство;
Ä
неудачный выбор врача для первого визита к стоматологу. Не все стоматологи готовы искать подход к детям. Врачи государственных клиник работают на потоке – приемы ограничены по времени, все делает быстро и продуктивно, без доброжелательности и комфорта. Боль при лечении приводит к формированию устойчивого страха перед стоматологами;
Ä неприятный опыт общения с врачами: если врач кричит, ругается и отдает приказы, не удивительно, что в итоге ребенок боится стоматолога. В этом случае лучше поменять врача.
Однако, довольно часто, страх посещения стоматологического кабинета появляется у ребенка из-за ошибок, совершаемых его родителями. К ним можно отнести такие ситуации:
Ü ребенок «знакомится» со стоматологом, когда у него уже возникла проблема с зубами, например, зуб начал болеть;
Ü родители не уделяют внимание мотивации лечиться. Они не рассказывают, зачем идти к доктору и почему так важно поддерживать здоровье ротовой полости;
Ü при лечении зубов используют насилие, например, зуб нужно запломбировать, ребенок вырывается и его приходится физически удерживать, чтобы поставить пломбу;
Ü ребенок приходит к врачу в некомфортное для него время, например, когда у него обычно дневной сон или он уже устал;
Ü родители обманывают кроху, что врач «ничего не будет делать», а на самом деле его ждет болезненная процедура. Поэтому, когда «доктор просто посмотрит зубки» превращает в полноценное лечение, малыш испытывает шок. Ждать в дальнейшем, что кроха согласиться прийти к врачу добровольно, уже не стоит;
Ü дети, также часто начинают испытывать страх перед стоматологом потому, что родители показывают им нехороший пример – если в присутствии ребенка его папа или мама переживают из-за будущего лечения зуба или его удаления, то родительские тревоги передадутся малышу, который прямо впитывает все это. Поэтому, чтобы избежать страха перед стоматологом, не стоит говорить о нем плохо, а наоборот, поблагодарите о помощи, которая была Вам ранее оказана.
Пожалуй, это все наиболее распространенные причины возникновения страхов у детей, которые развиваются в соответствии с возрастом. Определив причину страха похода к стоматологу у вашего малыша, необходимо приступать к способам его преодоления.
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ВИЗИТУ К СТОМАТОЛОГУ
Для того, чтобы у ребенка не было страха перед лечением у стоматолога, обратите внимание на такие моменты
:
Ä родителям важно найти и выбрать «своего» врача среди всех детских стоматологов. Помогут рекомендации, отзывы, знакомые. Предварительно переговорите со специалистом, опишите характер ребенка, чтобы он смог найти подход к чаду;
Ä посещать нужно именно детского врача-стоматолога. Ведь именно он сможет найти индивидуальный подход к маленькому пациенту, а это позволит почти безболезненно и быстро пролечить или удалить зубы;
Ä здоровье своего малыша доверяйте только специалисту, у которого есть достаточный опыт работы с детьми;
Ä заранее и регулярно рассказывайте малышу о необходимости ухода о зубках, посещении стоматолога. Важно донести, что пропускать визиты нельзя, иначе можно запустить ситуацию. Но при этом не используйте слова, типа «больнее», «хуже», «уколы» и так далее. Дети очень боятся подобных слов, фраз и выражений;
Ä первый визит к стоматологу является крайне важным. Если он пройдет успешно, малыш не станет бояться таких походов и воспримет процедуру нормально;
Ä если Вы планируете посетить стоматолога, ни в коем случае нельзя успокаивать дитя фразами «Не бойся! Это совсем не больно!» или «Нужно будет совсем немного потерпеть». Даже если малышу не знакома такая процедура, как лечение зубов, у него все равно сразу же возникает страх;
Ä не ходите на прием к стоматологу, если сами не можете унять дрожь в коленях. Дети моментально считывают эмоции и изначально боевой настрой может перерасти в слезы;
Ä заранее настройте малыша посетить стоматологическую клинику. Объясните, что его зубы должны быть здоровыми, ведь в противоположном случае нельзя будет употреблять еду. Расскажите малышу, что идете на встречу с зубным волшебником или зубной феей. Что они носят белые халаты, а кабинет — это их царство. В этом царстве детки открывают ротик, ведут себя храбро и спокойно. Здесь происходит настоящее волшебство, зубки перестают болеть, становятся красивыми, белыми и ровными. И тогда ребенок станет с нетерпением ждать такой встречи;
Ä не пытайтесь вылечить все зубы за один раз.
В противном случае, ребенок устанет и опыт все же будет негативным. Это может привести к появлению страха.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТРАХА ПЕРЕД СТОМАТОЛОГОМ
Если ребенок уже начал бояться стоматологов, то бороться со страхом нужно последовательно и аккуратно.
Чтоб ребенок привык к визитам к стоматологу необходимо осуществлять профилактические осмотры каждые полгода, это будет способствовать снижению устойчивого страха перед врачом.
Ä Доверительное общение:
иногда для того, чтоб ребенок перестал бояться стоматолога, просто достаточно
установить контакт маленького пациента и врача.
Ведь страх существует только перед безликими фигурами. Доктор для него должен стать знакомым, которому можно будет доверять. Тогда дитя сможет отбросить все переживания и даст врачу провести все нужные манипуляции. Часто у детей бывает проблематично установить любой контакт из-за проблем в общении. В этом случае ребенок не только боится врачей, а и других людей, за исключением своих родителей. Тогда страх преодолеть бывает очень трудно, но, несмотря ни на что, это является реальным. Для этого сам стоматолог должен приложить очень много усилий. Незнакомый человек в белом халате с непонятными инструментами и в маске – пугает. Стоматолог, называющий юного пациента по имени и понято рассказывающий об оборудовании и врачебных действиях – вызывает доверие. Великолепный бонус профессиональных детских стоматологических клиник – адаптационные приемы, где малыша знакомят с работой врача и инструментами в игровой форме. Если есть возможность пусть ребенок сам выберет врача, к которому он захочет пойти. Это вопрос доверия.
Ä Психологическая подготовка:
в качестве психологической подготовки поиграйте со своим ребенком: например, предложите ему побыть в роли доктора Айболита и полечить зубик своей игрушке. Пусть ребенок проведет осмотр ваших зубов и даст рекомендации по правильной чистке. Потом поменяйтесь ролями, пригласите на прием кукол и зверей. Покажите, что звери очень рады такой игре, не испытывают страх врачей и получают подарки за свою храбрость. Затем проиграйте ситуацию визита к стоматологу заранее, стараясь окрасить это событие в более яркие краски. Дети познают мир, играя: сначала предоставьте ему право выбора роли, доктора или пациента, а затем поменяйтесь ролями. Играя, ребенок должен понять, что врач не хочет причинить боль, а наоборот, помогает вылечить больн
ой зубик. Такая игра поможет подготовить ребенка к различным манипуляциям, которые проводятся в стоматологическом кабинете и избавят его от страха и неизвестности;
Ä Мотивация:
материальные стимулы многие не любят, но иногда они необходимы. Если малыш согласиться посетить стоматолога, предложите после этого выполнить какое-либо его желание. Поощрение должно быть не прямым, а косвенным: «Доктор полечит зубик, а потом мы пойдем в кино». Если материально вознаграждать детей на каждом этапе лечения молочных зубов, они очень быстро научатся манипулировать родителями и будут выпрашивать подарки за любые неприятные им действия. Если он начинает упрямиться и капризничать, придумайте историю от том, что за визит в стоматологическую клинику добрый доктор (зубная фея) может исполнить маленькую мечту ребенка. Объясните, что как только вы полечите зубы, его желание будет выполнено добрым доктором (зубной феей). Приобретите небольшой подарок и попросите после окончания лечения или осмотра, чтоб врач сам вручил игрушку маленькому пациенту. Подобный подход утешает, дарит позитивные эмоции, помогает бороться со страхами ради желанного презента. Постепенно положительное поведение закрепляется – поход к стоматологу приносит не ужас, а радость. Так малыш сможет ассоциировать стоматолога с человеком, который приносит радость и выполняет желания.
Ä Психологическая поддержка
: очень важно показать ребенку, что родители на его стороне, они его поддержка. Если вы считаете, что ваше нахождение в кабинете поможет побороть страх, тогда настаивайте на этом. Это нормально, когда папа или мама держат малыша за руку. Ни в коем случае не нужно стыдить, угрожать или наказывать ребенка. Важно озвучить чувства ребенка («Я понимаю, тебе страшно. Я буду рядом. Я тебя люблю. Мы справимся вместе»). Так или иначе, но все мы чего-то боимся, это не зависит от половой принадлежности или возраста. В мире существует десятки фобий, вашему ребенку досталась такая. Хвалите ребенка до и после визита к стоматологу. Говорите, что верите в него, что поддерживаете, что гордитесь. Это то, что оценит любой малыш. И обязательно расскажите о смелости бабушкам. Разрешите крохе взять с собой на прием любимую игрушку. А в процессе процедур всегда напоминайте, что вы рядом.
Ä Систематичность
: ходите к стоматологу постоянно, а не когда что-то заболело. Начните с обычного знакомства. Если врачи понятливые, то их не смутит желание юного пациента посмотреть инструменты или потрогать лампу. Расскажите, что стоматолог — это лучший друг зубов. Для наглядности можете даже мультик про кр
окодильчика показать, которому птичка зубки чистила «Птичка Тари»
Ä Честность
: честно говорите ребенку о том, куда вы идете и зачем. Психологи выделяют мамин и папин подход при общении с ребенком. Папа объясняет через логику, разум; мама – через эмоции, чувства. Верен любой путь. Неправильно – молчать о предстоящей процедуре, обманывать, хитрить, заманивать ребенка на прием, в надежде, что там не «отвертится».
Ä Личный пример:
Покажите ребенку личным примером, попросите ребенка сопроводить вас в клинику на профилактический осмотр. Ходите два раза в год на осмотры и рассказывайте о хороших впечатлениях, новых технологиях и приятном докторе.
Ä Режим:
перед тем, как вы запланировали посетить стоматолога, приложите все усилия для того, чтобы своему малышу создать максимум комфорта, чтобы не усугубить стресс. Для этого выбирайте удобное время, чтобы ребенок был здоров, выспан, сыт, в хорошем настроении. Если ребенок будет напряжен, в этой ситуации будет только хуже. У маленьких деток психологический комфорт в полной мере связан с телесным комфортом. Раннее утро и поздний вечер совершенно не подходят для визита к стоматологу. Другие интервалы стоит оценивать с точки зрения детского режима, самочувствия, комфорта.
Ä Нет насилию
: если ребенок согласился пойти к врачу, позволил провести осмотр, но потом начал плакать — собирайтесь и уходите. Не нужно усиливать его страх, скручивать его, держать всем коридором руки, ноги, рот. В противном случае, это может быть ваш последний визит к стоматологу.
Ä Отвлекающий маневр
: отвлеките ребенка от ситуации, в идеале — это должен делать врач-стоматолог. Пусть пояснит все свои действия, позволит выбрать вкус и цвет пломбы. Чтобы не было желания держать доктора за руки — вложите в них объемную игрушку, хорошо бы, чтобы она была из числа любимых или новых. Некоторые стоматологические кабинеты оснащены монитором, так что лечение пройдет быстрее, чем успеет закончиться любимый мультик (можно использовать телефон).
Ä Любимые герои
: «Отправляйте к стоматологу» любимых «мультяшных» или киношных персонажей дочери или сына. Детвора любит подражать своим кумирам, поэтому истории о Супермене, Свинке Пепе или Лунтике, успешно переживших лечение кариеса молочных зубов, подействуют на малышей ободряюще.
Ä Сказкотерапия:
перед посещением клиники рассказывайте малышу или сочиняйте вместе с ним «стоматологические сказки» — например, о злых микробах, разрушающих зубки, и добром докторе, побеждающем их. Такие истории хорошо настраивают детей на позитивный лад. Расскажите историю из собственного детства. Как вы ходили лечить зубы и не боялись сто
матолога. Вспомните положительные истории и из жизни друзей или знакомых малыша. Кроме того, можно почитать ребенку терапевтические сказки.
Ä Чувства:
с детьми в возрасте с 4–5 лет уже можно обсуждать, что именно вызвало у них боль и страх — обезболивающий укол, сверление, сам врач и пр. В процессе проговаривания происходит постепенное вытеснение страхов, и пугающий лечебный процесс превращается в привычное мероприятие.
Ä Обезболивание:
в некоторых случаях можно попросить доктора проводить лечение под местной анестезией. Если кроху беспокоят острые боли и зубы сильно поражены кариесом, то вряд ли можно будет лечить их без анестезии. Попросите доктора применить один из способов обезболивания – аппликацию, при которой ватным тампоном на десну наносится лекарственное средство, или инъекцию в десну. И уже через некоторое время (чаще всего спустя несколько минут) малыш не будет испытывать боль во время лечения.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ
Ä Не угрожайте и не пугайте ребенка, тем что, если он станет плохо себя вести, пойдете к стоматологу. Это внушит недоверие к стоматологу и еще больше повысит страх. Он станет воспринимать поход к доктору, как наказание, а не как важный и необходимый этап в жизни.
Ä Если ребенок не дает лечить зубы или отказался от лечения, не кричите и не пугайте малыша. Крик и ругань еще больше испугают ребенка. Не заставляйте идти малыша в стоматологию и не удерживайте в кресле насильно.
Ä Не сдавайтесь и продолжайте рассказывать о необходимости процедур, найдите положительные стороны и используйте методы, предложенные выше. Такой подход однажды подействует, и ребенок согласится на визит в клинику.
Ä Не оставляйте ребенка одного в кабинете у стоматолога. Он должен знать, что вы рядом. Поддерживайте и подбодрите малыша пока идут процедуры. Но и не вмешивайтесь с лишними замечаниями и указаниями, если доктор нашел подход к ребенку и работает спокойно.
Основные шаги, которые нужно пройти с ребенком, чтобы преодолеть страх визита к стоматологу:
1. Экстернализация проблемы
— вынесение вовне (например, «В тебе живет страх – он тебя себе подчинил – нужно с ним бороться и его победить»). Попросите его нарисовать свой страх детально. Пугает звук? Внешний вид? Провод? Найдите самое страшное место. Возможно вы сможете что-то (оборудование, звук) исключить, убрать из поля зрения.
2. Десенсибилизация
: на фоне физического расслабления необходимо вспоминать ситуацию, в которой было страшно, чтоб снизить психофизическое напряжение в реальной ситуации. Здесь важно хвалить и замечать даже малейшие успехи. Я тобой горжусь, страх все меньше, а ты все смелее и смелее!
3. Игровая терапия
– проигрывание страхов в игре с принятием разных ролей. Очень полезно! Лечите зубы игрушкам, пусть малыш побудет и в роли врача и в роли пациента. В игре важно креативить, проявлять фантазию и обязательно быть победителем страха.
Получится в игре — получится в жизни, это доказано практикой.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
ПРОТИВ СТРАХА ВИЗИТА К СТОМАТОЛОГУ
5 ПРАВИЛ СКАЗКОТЕРАПИИ
1. Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.
2. Добавляйте в сказки сюжеты из жизни вашего малыша — это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.
3. Не делайте из сказкотерапии занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребёнок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.
4. Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто — плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал и пр.
5. Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль.
№1 Сказка «Доктор Итен»
За далекими морями, за высокими горами стоит чудо – город. Построен он из конструктора и все дома и машины, школы и магазины, дети и взрослые – из конструктора. Дома в этом городе разных цветов: жилые – синие, школы – зеленые, больницы – розовые, пожарные станции – оранжевые, полицейские участки – черно-белые. У взрослых своя красивая форма. Учителя ходят в разноцветных одеждах, пожарные в оранжево-желтых, полицейские в черных, а врачи в белых халатах.
Жил в этом городе мальчик Итен, мечтавший стать полицейским. У него в игрушках была настоящая маленькая полицейская машина, и он представлял себя полицейским, который ловит преступников.
Как-то раз Итен заболел и мама с папой повезли его к врачу в белых одеждах. Помог доктор мальчику, вылечил, только не понравилось Итену у доктора, он ему неприятно сделал, и мальчик решил: «больше не буду к докторам ездить, ни за что!!»
Шло время, мальчик рос, ходил в школу, играл, кушал вкусности и сладости и вдруг почувствовал, что зуб у него заболел. Мама с папой его повезли к доктору, только Итен помнил свое обещание и рот не открыл. Так зуб и остался не вылеченным. Зуб то болел, то переставал, но мальчик терпел, отказываясь ехать к врачу.
Настал вечер и Итен лег спать. И снится ему сон, что работает он врачом в больнице. Он в белом халате и к нему обращаются за помощью. Вот он наложил гипс умело на руку человека; теперь ему надо давление измерить у дедушки; а вот к нему обратился за помощью товарищ, у которого болит зуб. Товарищ его за щеку держится, слезы из глаз катятся, так больно. Итен посадил товарища в кресло и говорит:
— открывай рот.
— нет, не могу. Боюсь, вдруг ты зуб мой выдернешь…..
— зуб твой на месте останется. Только если рот закрыт будет, как же я его вылечу? Знаешь, что зубы лечить надо, они пищу перемалывают. И если зубы больные будут, то ты есть не сможешь ни конфет, ни шоколада, ни печенья, ничего! Доверься мне, я твой зуб вылечу. Врачи помогают.
Страшно было, но открыл товарищ рот, и Итен зуб его вылечил. Поставил пломбу.
Настало утро и Итен проснулся. Нащупал языком больной зуб. Побаливает, надо лечить. Вспомнил он свой сон. «врачи помогают! И мне помогут» — подумал он.
Попросил Итен маму и папу отвезти его к врачу, пока зуб совсем не разболелся. Сел в кресло смело и открыл рот. Пожужжала машинка зубная недолго и появилась на его зубе пломба. Пломба была серебренная блестящая. И зуб здоровым стал. Крепким, красивым.
В школе Итен пломбу всем друзьям показал и учителю. Друзья даже немного позавидовали серебрянной пломбе. А Итен навсегда запомнил – врачи помогают.
№2 Сказка
«Сказка про трусишку ежика и больной зубик»
Однажды у маленького Ёжика, что жил на самой окраине лесной полянки, там, где растёт большая-пребольшая берёза – ну, вы знаете – заболел зубик. Коренной, самый дальний. Раньше у него никогда не болели зубы. Молочные выпадали сами собой, им на смену вырастали новые, и всё было хорошо. А этот зубик вдруг «закапризничал» и разболелся.
Ёжик ничего не стал говорить маме. Думал: ничего, потерплю немножко, сам пройдёт. Он рассказал об этом только своему лучшему другу, Бельчонку.
– Что ты?! – тут же воскликнул Бельчонок. – Тебе надо срочно полечить этот больной зуб!
Ёжик немного помолчал, потом признался:
– Знаешь, если я скажу об этом маме, она поведёт меня к врачу, а мне… мне немножко страшно.
– А чего же ты боишься? – спросил Бельчонок.
– Я боюсь, что лечить зуб будет больно.
– А-а-а, понятно, – улыбнулся лучший друг Ёжика. – Я
тоже раньше этого боялся. А потом перестал. И знаешь, почему?
– Почему?
– Да, оказывается, сейчас врачи лечат зубы совсем без боли.
– Совсем-совсем? – удивился Ёжик.
– Совсем-совсем! – подтвердил Бельчонок. – Ну, даже нисколько, ни капельки не больно. Зато, если ты не пойдёшь лечиться, тебя могут ожидать… как же называется это слово… мама ведь говорила. А, вспомнил: тебя могут ожидать большие проблемы!
И Бельчонок рассказал Ежонку историю про своего дедушку. У него тоже как-то заболели зубы, но он не пошёл к врачу, а решил полечиться сам. Сварил себе настой из еловых шишек, добавил туда каких-то травок, кореньев и начал полоскать себе рот. Так, оказывается, его научила старая Сова. Ну вот, полоскал-полоскал, а зубы-то не проходят – болят. Когда он всё-таки решился и обратился за помощью к врачу, было поздно: зубы пришлось удалять. А если бы пришёл в поликлинику вовремя, ему бы зубы вылечили, и всё было бы замечательно.
– И вот теперь мой дедушка не может грызть вкусные орешки, – грустно закончил свой рассказ Бельчонок. – Это приходится делать нам с мамой – у нас-то зубки здоровые, потому что мы следим за ними, каждое утро чистим их зубной пастой, а если заболят – сразу идём к врачу. Теперь мы разгрызаем для дедушки орешки, а он кушает зёрнышки.
Ежонок немного подумал, а потом спросил Бельчонка:
– Неужели тебе совсем не было страшно, когда ты первый раз шёл к врачу лечить зубки?
Бельчонок ответил честно:
– Ну, совсем немножко, конечно, страшновато было. Но только первый раз. А когда я понял, что это вовсе не больно, мы с врачом даже подружились. Он называется стоматолог. И теперь я его нисколечко не боюсь, потому что, он очень добрый.
Ёжик поверил своему другу и в тот же день рассказал маме про свой больной зубик. Назавтра она повела его к тому самому доброму врачу – стоматологу. Он усадил своего маленького колючего пациента в специальное кресло, достал специальные инструменты и начал лечить зуб.
Ёжик некоторое время ещё побаивался, всё ждал – будет больно, или не будет. Но, к его весёлому удивлению, никакой боли он не ощутил. А уже на следующий день почувствовал себя совсем здоровым.
Конечно, он тут же побежал к своему другу Бельчонку и сообщил ему об этом. Не забыв поблагодарить за добрый совет. И они опять начали вместе играть и прыгать через поваленное дерево. И даже устроили соревнование: кто быстрее нащелкает вкусных орешков для дедушки Бельчонка.
С тех пор Ёжик уже никогда не боялся ходить к доброму стоматологу.
№3 Сказка «Про кошечку, которая боялась стоматолога»
Жила-была кошечка, которая очень боялась стоматолога. Ее зубик был на половину черный. И мама говорила: «Завтра мы поедем лечить твой зубик». А кошечка отвечала: «Не хочу, не буду». Больше всего на свете кошечка любила смотреть мультики и кушать конфеты, при этом иногда забывала почистить зубы. Маме пришлось пойти на крайние меры, чтобы спасти зубик своей доченьки. Она сказала: «Значит, ты не будешь больше смотреть мультики и кушать конфеты». Кошечка заплакала.
Прошла неделя. Кошечке было грустно и скучно. А еще зуб стал часто болеть и раньше он был на половину черный, а теперь весь черный. И второй зуб тоже начал портится, потому что соседние зубки заражают друг друга кариесом. Мама наконец спросила: «Ну что, мы едем к стоматологу?» Кошечка весело и с радостью сказала: «Да!» Кошечка очень боялась, что скоро все ее зубы станут черными. А еще она хотела посмотреть мультики в кресле у стоматолога. Они сели в машину и поехали… Стоматология называлась «Мегадента». Как только они зашли туда, их встретила зубная фея, она поиграла с кошечкой, вместе они нарисовали открытку для мамы. Кошечке уже было не так страшно. Ей не терпелось сесть в стоматологическое кресло. И врач позвала ее в кабинет. Она быстро побежала и сама села в кресло. Ей включили любимый мультик про три кота.
Тетя кошка врач принесла специальную маску на носик с запахом мороженого. Эта волшебная маска помогала маленьким котикам немного расслабиться и не думать о плохом. Кошечка обрадовалась, потому что давно не ела мороженого.
Началось лечение. Кошечке совсем не было больно, ей поставили волшебный укол, который замораживал зубик, чтоб не испытывать неприятных ощущений. Она немножко потерпела и посмотрела мультик, он был очень интересный. Когда ей вылечили зубик, то подарили милого плюшевого котика. И кошечка была очень счастлива. А дома кошечка снова стала смотреть мультики, кушать конфеты и никогда не забывала после конфет сразу чистить зубы. Зубик больше не болел. Потом мама сказала: «За то что ты была такая смелая и вылечила зубик, мы пойдем в магазин и я куплю тебе все, что только хочешь!»
В магазине было много игрушек: машинки, кошки плюшевые, сквиши, скейтборд. У кошечки даже глаза разбежались. И она выбрала скейтборд и сразу поехала кататься на улицу.
Дома кошечка призналась маме, что ей очень понравилось лечить зубы, но все ее зубки были уже здоровыми и она сказала: «Я хочу когда вырасту, — сама стать добрым стоматологом, который лечит зубки, дарит подарки и показывает мультики!» Мама ответила: «Какая ты у меня молодец! Смелая девочка! Я тебя очень люблю!» Кошечка обняла маму и произнесла: «И я тебя люблю, мама!»
Однажды кошечке приснился страшный сон, будто она снова не согласилась лечить зубы, надевать волшебную маску и садиться в стоматологическое кресло. Во сне все ее зубы стали черные. Они были очень страшные и болели. А мама сказала во сне: «Надо их все вырвать!». Кошечке совсем не хотелось остаться без зубов. Она проснулась в ужасе. Ей было страшно. Она побежала посмотреться в зеркало. Кошечка увидела в зубе одну маленькую дырочку.
Мама тем временем спала. Кошечка попыталась ее разбудить: «Вставай!!!» Мама проснулась и сказала: «Что случилось?» Кошечка с нетерпением прокричала: «У меня одни зуб с дыркой! Поехали к стоматологу! А то мне приснилось, что все зубы стали черные!»
Мама позвонила по телефону и договорилась с врачом, что их примут через неделю. Кошечка всю неделю говорила: «Скорее бы мне вылечить этот зуб, а то все от него заразятся кариесом». Она смотрела в зеркало и боялась, что все зубки почернеют как во сне.
И вот настал день, когда кошечка и ее мама поехали к стоматологу. Кошечка была очень рада и хотела скорее вылечить зуб. Ей надели волшебную маску на этот раз с запахом кока-колы. И быстро вылечили зуб. Затем похвалили, какая она молодец, что сама попросилась к стоматологу, своевременно, пока кариес не распространился дальше. Врач сказала, что будет всем остальным детям ставить кошечку в пример. А потом дала ей подарок.
Мама тоже сделала подарок кошечке за вылеченный зуб. Кошечка убрала упаковку с подарка и это оказался новенький телефон, на котором можно было играть в разные игры. Любимая игра кошечки стала — ухаживать за виртуальным питомцем в виде зубика: чистить его и лечить.
Мама и кошечка были очень счастливы, что им удалось вылечить зуб и от него остальные не заразились кариесом.
№4 «Сказка о ненастоящем страхе»
(сказка для детей, испытывающих страхи)
Жил на свете маленький тигренок Ава. Жил он со своими родителями в пещере в глубине леса. Папа добывал пищу, а мама работала в лесной школе, учила лесных жителей уму-разуму.
Однажды, когда родители ушли по делам, Ава остался дома один. Он свернулся клубком на мягком ароматном сене и решил вздремнуть. И только он стал засыпать, как вдруг снаружи пещеры что-то страшно загрохотало. Земля содрогнулась, камни посыпались с потолка, вспыхнул яркий свет, лес зашумел, заскрипели деревья.
Перепугался тигренок так, как никогда в жизни. Ужас переполнил тигренка, задрожал он от беспомощности и отчаяния, и подумал, что идет к нему страшное чудище, о котором рассказывал ему дедушка. Страшные мысли приходили ему в голову. Он чувствовал, как огромное чудище подбирается к его дому, которое вот- вот схватит его и утащит к себе в нору. Тигренок ждал своей гибели, как вдруг все затихло. Скоро вернулись родители. Бросился к ним тигренок и рассказал о случившемся.
Рассмеялись родители и сказали: «Чепуха все это, выдумки. Это просто сильный дождь напугал тебя». Поговорил Ава с родителями, выслушал их. Только с тех пор стал он бояться оставаться один. Так и стояло перед глазами то огромное чудище. Когда родители собрались уходить утром по делам, Ава закричал: «Не уходите, я с вами!». Вцепился он в родителей, что тут сделаешь? Пришлось папе и маме пригласить сову-сиделку, чтоб она присматривала за боязливым сыном.
Долго терпели родители страхи Авы, всеми силами пытались убедить Аву, что бояться нечего, но уговоры не помогали. Тогда они пригласили ученых врачей. Но никто из лесных лекарей не смог вылечить Аву.
Родители почти смирились с тем, что тигренок будет бояться всю жизнь. Но однажды забежала в пещеру мышка. Она хотела полакомиться козьим молоком, которое каждое утро приносила мама. Пока спала сова-сиделка, мышка пробежала вглубь пещеры, и только собралась попить молока, как увидела грустного тигренка.
— Ты что такой грустный? – Спросила мышка.
— Боюсь быть один. – Печально ответил Ава. – Боюсь, что придет чудище и заберет меня в свою нору.
Удивилась мышка, и говорит:
— Ты такой большой, а боишься чудища. Их же не существует. Это давняя гроза напугала тебя. – Засмеялась мышка. – Посмотри на меня. Я такая маленькая, каждый может меня обидеть, много опасностей поджидает вокруг, но я смело преодолеваю их. Вот и сейчас я проскользнула мимо совы, которая могла меня съесть. Каждый раз я преодолеваю свой страх и становлюсь еще более смелой и сильной. Ведь сила заключается в умении смело идти вперед вопреки своим страхам. А ты хочешь стать сильным? – Спросила мышка.
— Да, конечно. – Ответил тигренок.
— Тогда не прячься в пещере. Пойдем, я покажу тебе мир.
Тигренок с мышкой прокрались мимо спящей совы и выбежали в лес. А в лесу стоял теплый солнечный день, чирикали птицы, жужжали пчелы. И казалось, что не было никогда той страшной грозы. А про выдумки о чудище тигренок уже забыл. Он только спросил у мышки:
— Если это было не чудище, что же тогда грохотало вокруг?
— Это гром напугал тебя. – Ответила мышка.
— А что же так ярко сверкало?- Продолжал Ава.
— Это молнии освещали небо. – Подсказывала мышка.
— А что так таинственно шумело и скрипело?
— Это деревья гнулись под порывами ветра.
Тогда понял Ава, что он испугался того, чего на самом деле не было. Он поблагодарил мышку и побежал на поляну играться с бабочками и собирать для родителей яркий букет цветов.
Теперь он чувствовал себя просто чудесно. И ему очень нравилось, что он смог преодолеть страх и стать настоящим смелым тигром. Теперь, когда начинал греметь гром, он только улыбался, ожидая свежий летний дождь, который принесет прохладу и приятный сырой запах.
№5 Сказка «Как крокодильчик Тома перестал доктора бояться»
Крокодильчик Тома, когда повзрослел немного, врачей вообще перестал бояться. Смотрит теперь на малышей, — как они плачут, как боятся доктора в белом халате, — и себя вспоминает. Он на доктора реагирует всегда очень и очень спокойно. Иногда даже улыбается ему. И конечно, показывает, живот, зубы, горло и даже хвост. Хотя хвост он и сам редко видит. Но доктор хвостом почему-то очень интересуется. «Хороший хвост, — приговаривает доктор. — Просто превосходный хвост».
А раньше Тома приходил в зоополиклинику и начинал рыдать прямо в холле. Еще в двери не зашли. А он уже плачет. «Папа, мама, — кричит, — не хочу к доктору. Спасите! Помогите!» Он-то думал, что доктора злые и, главное, бесцеремонные.
— «А ну-ка, малыш, открой пасть, высунь язык, дай-ка я тебе пальцем в ухе поковыряюсь и ребрышки пощупаю».
А потом Тома понял — это у врачей работа такая. Делать так, чтобы детишки были здоровые. И никогда не болели. Нет, зверята, конечно, все равно болеют. Но не так, как болели бы, если бы докторов не было. Несильно болеют. Чуть-чуть. Чтобы иммунитет улучшался. Из носа сопли покапают, насморк называется, и на следующий день уже здоров — можно идти гулять или в детский зоосад.
Вспомнил крокодильчик Тома и прививки, уколы, и как кровь на анализы брали. И нахмурился. Вот это действительно не очень приятно. Но зато доктор смотрит потом в карту Томы и говорит: «Надо же, какие анализы хорошие. Ваш ребенок абсолютно здоров». И Папа Крокодил радостно смеется. И маму-крокодилицу в бок толкает — видишь, какого мы хорошего ребенка родили. И Тома тоже счастлив, что Папу с мамой порадовал.
— Малыш, — по
дошел он к плачущему бегемотику, — не волнуйся. Доктор — добрый. Он тебя вылечит. И уколов не бойся. Они все для твоей пользы делаются.
Малыш-бегемотик послушал Тому и заплакал еще громче. «Аа-а-а-а-а, не хочу, это больно». Глупый, крошечный, не понимает, как важно, чтобы врачи регулярно осматривали детишек-зверюшек и помогали им быть здоровыми, веселыми и счастливыми. Работа у них такая. Хорошая работа.
Однажды Папа Крокодил спросил Тому: — А ты сам доктором не хочешь быть, когда вырастешь?
— Я?! — задумался Тома. — Ну неееет.
— Почему, Тома? — спросила мама. — Это же прекрасно. Лечить детей-зверюшек будешь. И зарплата хорошая.
— Я лучше трактор буду водить, — серьезно сказал Тома, — или пароход на реке. А пока моя работа — ходить в детский сад. И быть там послушным и милым ребенком.
— И ты со своей работой отлично справляешься! — подтвердил Папа Крокодил.
— Так, — сказала мама, — мы же забыли, нам еще один укольчик надо сегодня сделать. Во втором кабинете. На втором этаже.
— Не хочу! — крикнул Тома по привычке.
— Как, ты не хочешь быть здоровым? Или испугался?! — удивился Папа Крокодил.
И Тома сам стал закатывать рукав рубашечки: — Пошли. Я же мальчик. Я же будущий мужчина. Надо — значит, надо.
— Я горжусь тобой, Тома! — сказала мама.
А Папа просто уронил скупую крокодилью слезу гордости за сына, который такой взрослый — и уже совсем-совсем врачей не боится.